Этапы решения задач
При решении любой расчетной задачи целесообразно организовывать деятельности учащихся в виде определенных этапов.
В основной школе на начальной стадии обучения школьников решению задач очень часто второй этап — перевод единиц в основные — не требуется. В этих случаях сразу после записи «Дано» переходят к решению задачи. Несколько позже, после того, как школьники познакомятся с международной системой единиц («Си»), можно предлагать им ставить это обозначение вверху над вторым столбцом на уровне записей «Дано», «Решение».
В некоторых физических задачах не требуется проведения числовых расчетов. Тогда решение заканчивается записью в общем виде (в виде итоговой формулы) и четвертый этап отсутствует.
Как правило, в основной школе учащиеся не делают проверки полученной итоговой формулы по единицам входящих в неё величин. Но в сильных классах или классах с углубленным изучением физики подобный этап решения вполне правомерен, особенно в 9-ом классе. При появлении подобного требования со стороны учителя или программы по физике необходимо ввести 5-ый дополнительный этап: «Проверка».
Целый ряд физических задач (по механике, электричеству, оптике и пр.) необходимо решать лишь после построения поясняющего рисунка или схемы. Существуют также задачи, в которых, либо в данных, либо при решении задачи, используют графики зависимости физических величин. Это самостоятельные этапы решения физической задачи. Поэтому учителю физики по мере изучения материала необходимо расширять данную таблицу, вводя дополнительные к основной схеме этапы. Запись новой последовательности решения физических задач делается, чаще всего, в тетрадях учеников. Например: «Этапы решения задач по динамике; «Этапы решения задач на расчет электрических цепей» и т.д.
|